Политико-правовая мысль Древней Индии
буддизм брахманизм артхашастра
Формирование Древнеиндийского страны прошло длительное время. Харабская культура погибла в Старой Индии, в середине II тысячелетия по нашей эпохи, когда пришли античные песни(арийские племена). Дисциплина не знает откуда они пришли. Эра от пришествия ариев по образования первых стран(VI в по н. э. )получила заглавие ведийской, сообразно имени древнейших письменных памятников(Веды). Санскритское словечко “веды “ - значит “знание, “ведение”. В их говорится о разработке всевышними из Пуруши(мирового тела и духа)4 варн(сословий): брахманы(священнослужители), кшатрии(правители и бойцы), вайшья(земледельцы, ремесленники, купцы), шудры(личика физиологического труда, слуги). Главенствующее состояние занимали брахманы и кшатрии, сосредоточившие в собственных руках духовную и светскую администрация. Религиозно-философская система, воплощенная в ведах, была детищем варны священнослужителей и получила заглавие брахманизма, сообразно имени верховного господа Брахмы.
Первыми источниками политической идеи в Индии появились священные тексты веды(античные ритуальные книжки ариев). Они представляли собой сборники религиозных и ритуальных текстов разного содержания и назначения, таковых сборников 4. Начальный пункт ведийского мировоззрения мысль о священном создании земли и публичного строя.
Одним из краеугольных положений религии брахманизма было состояние о перевоплощении душ в активный природе, сообразно которому воротила человека опосля погибели станет кружить сообразно телам людей невысокого происхождения, животных и растений или, ежели он провел праведную жизнь, возродится в человеке наиболее высочайшего публичного расположения либо небожителя. Поведение человека и его грядущие перерождения брахманы расценивали в зависимости от такого, как он исполняет указание дхармы. Дхарма - это кодекс поведения человека, ясный его публичным расположением. В нем имеется критерии неприменные для всех, а имеется критерии, связанные с началом, родом занятий, возрастом и т. п. Дхарма - до этого только обязательство. Мнение прав личности остается неразработанным. Личность не чувствует собственной самостоятельности, не противопоставляет себя социуму, она - органическая дробь цельного - использует благами не сообразно праву, а в заслугу за моральное поведение, за воплощение дхармы.
К ведам восходит пустившее глубочайшие корешки в индийской идеи и виде жизни состояние о священном установлении сословно - кастового строя. В гимне Пуруше из “Ригведы” описано как 4 варны были сделаны всевышним из долей собственного тела. “Его(Пуруши)уста стал брахманом, его руки стали раджанья(синоним кшатриев, от раджа - предводитель, а это удел бойцов, кшатриев), его ноги стали вайшья, а из ног родился шудра”. Это состояние стало обычным для древнеиндийских источников. Оно символизирует гомозиготность и иерархию варн, их разделение на высшие и низшие как долей тела у господа Пуруши, из которых варны сделаны. Переход в высшие варны брахманы дозволяли только опосля погибели человека, в его грядущей жизни”, как заслугу за служение всевышним, снисхождение и безропотность.
1-ые 3 варны числились дважды рожденными(т. е. в определенное время они получали приобщение в свою касту), а шудры единожды рожденными. Брахманам предписывалось исследование Вед, управление и обучение религии; Кшатриям надеялось учиться боевым занятием; Вайши обязаны были производить землю, пасти скот, продавать; Шудры обязаны были работать главным трем варнам, желая оставаясь собственно вольными.
Но посреди “дваждырожденных” не было равенства. Главенствующими были две 1-ые варны - брахманы и кшатрии. В “Ригведе” говорится о духовной и светской либо королевской власти(брахме и кшатре). С особенной упорством превозносились брахманы.
В ведах выдвигались 2 решения трудности происхождения кшатры(светской и королевской власти)творение правителя всевышними(либо основание его власти сообразно воле богов)и избрание правителя людьми(сообразно воле богов).
Выбирая правителя, подданные не связывают его определенными критериями, они не вправе прекратить контракт, ежели предводитель действует не в согласовании со собственным назначением. Мысль о займе правителя перед подданными проводится непрерывно. Однако база этого долга-дхарма правителя, а не контракт. Властвует патриархальная теория власти: предводитель, царь-отец подданных, он обязан о их хлопочет, однако ответственность несет не перед ними, а перед всевышним.
Деяния сообщества по происхождения политической власти делилась на 2 шага. Поначалу это была счастливая жизнь в довольстве и гармонии, когда все сообразно своей воле. Однако идиллию нарушили пробудившиеся в людях эгоистические рвения. 2-ая стадия догосударственного сообщества - безвластие, внутренняя сражение, любой задумывается лишь о себе, и мощные празднуют над слабенькими. Конкретно пришествие анархии делает нужным введение политической власти. Её мишень была двоякой: охрана слабеньких и творение критерий для соблюдения дхармы.
Приблизительно ко II веку по н. э. относится письменное спецоформление политико - правового монумента Законов Ману, а поточнее “Наставления Ману в дхарме”. Приемник приписывается мифическому прародителю людей Ману. Практически 2 тысячелетия “Законы Ману” просуществовали как работающий свод верховодил. Он охватывает все сведения о дхарме, т. е. о займе людей различных варн, и относится к жанру дхармасутр либо дхармашастр(т. е. законоведческой литературы). Сообразно плану это всеобъятный кодекс общественной жизни Др. Индии. Он регламентирует все стороны жизни правоверного индуса, охватывает все нужные сведения и посылает его к ведам. Вслед за тем имеется размышления об шагах жизни, о браке, о правилах очищения и приема еды, избавления вины и покаяния, о дхарме королей, о суде и о том, что мы относим к уголовному и гражданскому праву.
Примечательно то, что при всем собственном высочайшем и даже священном статусе правитель, сообразно Законам Ману, обязан почетать брахманов и вытекать их советам, обучаться у их познаниям Вед.
Политическими идеалами брахманизма являлось типичное теократическое правительство, в каком месте правитель верховодит над управлением жрецов. Брахманы претендовали на то, чтоб судари признавали главенство религиозного закона над светским.
Значимая роль в Законодательстве Ману отводится наказанию. Будучи отпрыском священного владыки, возмездие(данда)в собственном земном виде практически значит дубину.
Особенное пространство в летописи древнеиндийской политической идеи занимает трактат под заглавием “Артхашастра “(“Поучение о пользе”). Его создателем считается брамин Каутилья - советчик короля Чандрагупты, основавшего в IV в. по н. э. могущественную империю Маурьев.
“Артхашастра” - это дисциплина о том, как следует получать и предохранять администрация, иными словами, поучение сообразно художеству правителя. Его размышления об художестве управления свободны от теологии, рационалистичны и настоящи.
Мишень сообщества содержится в благе всех живых существ. Сплошное добро не рассматривалось через призму интересов личности, прав человека. Оно понималось как хранение сделанного священным провидением публичного распорядка, который достигается исполнением каждым человеком его дхармы. Но дхарма не действует хозяйка сообразно себе без принуждения.
Правитель, заявленный наместником богов, принуждает подданных повиноваться дхарме с поддержкой наказания - данды. Желая неплохой правитель выступает у Каутильи как отец народа, живописуемая им система управления далека от идиллии, она насыщена наточенными противоречиями, обоюдным сомнением, недоверчивостью и интригами. Отседова кропотливо разработанная система шпионажа, слежки и контроля.
На 1-ый чин в “Артхашастре” выдвинута мысль мощной, централизованной королевской власти. Каутилья советует королям управляться в первую очередность интересами укрепления страны, суждениями гос полезности и не становиться, ежели такого требуют происшествия, перед нарушением религиозного длинна. Он уверен, что администрация и достояние следует получать, защищать и усиливать всеми средствами как неплохими, этак и отвратительными, когда крайние оказываются наиболее надежными либо исключительно вероятными. Это снискало ему славу индийского Макиавелли.
Каутилья не был в этом отношении оригинален. Понятие об особенной дхарме короля либо кшатриев, сопряженной с использованием безжалостности, хитрости и давления, были признанными.
Идеи “Артхашастры” выражали програмку обоюдных уступок со стороны светской власти и жречества.
Веддийская эра с её идеологией брахманизма кончается в середине главного тысячелетия по новейшей эпохи. О пришествии новейшего шага дозволяет осуждать происхождение больших территориальных соединений, пребывавших под единственной властью. Этак династия Маурьев(IV -III век по н. э. )сотворила правительство Магадхи объединившее практически всю местность Индии.
Создание больших стран сопровождалось изживанием родоплеменной организации и идеологии. В религиозно-философском плане это отыскало отображение в еретических, антибрахманистских течениях, появившихся в VII -VI в. в. по н. э. , наикрупнейшим посреди их был буддизм.
Происхождение буддизма легенды связывают с деловитостью Сиддхартхи Гаутамы либо Шакья Муни(563 -483 гг. по н. э. ), прозванный Буддой просветленным.
Сиддхартха был царевичем царствующего дома, т. е. принадлежал к кшатриям, на местности современного Непала. Он был состоятелен, однако единожды повстречал монаха, который предсказал, что он изменит родное понятие о жизни опосля такого, как повстречает похоронную процессию. И вправду, опосля такого как он повстречал похоронную процессию, он сообразил временность решетка и отправился путешествовать сообразно свету в розысках значения жизни. Спустя немало лет на него снизошло прозрение и он начал проповедать родное преподавание.
Будда отверг обрядность брахманизма. В антагонистичность брахманизму преподавание Будды сконцентрировано на личности. Основная мишень - освобождение человека от мучений, какие его сопутствуют от колыбели по могилы, предпосылкой которых являются мирские хотения. Будда дает путь, явный для всякого человека - избавление от желаний и влечений, безмятежное, философски-созерцательное известие к бренному миру, самоуглубление и приобретение нирваны(положение безусловного достоинства и успокоения).
Будда отверг святой нрав Вед и противопоставил им пробы оптимального разъяснения природы и сообщества. Он отверг концепцию священного происхождения каст и королевской власти. Достойные внимания суждения сообразно этому предлогу изложены в сборнике “Дигха Никайя “.
Вслед за тем рассказывается, что люди жили поначалу счастливо, миролюбиво, поправлялись дикорастущим рисом. Но запасы его стали исчезать. Чтоб снабдить любому пропитание, было заметано разделить рисовые поля. Отыскался один скупой человек, который сберег собственный свой одел, присвоил себе и участок, присущий иному, и стал его производить. Ему делали вдохновление. Однако он снова дважды пробовал завладеть посторонними участками, за что его и уничтожили. Этак появились 4 злобна: воровство, порицание, ложь и принуждение. Почувствовав неладное, люди собрались совместно и скорбели сообразно предлогу появления 4 зол, решили выбрать правителя. В заслугу они согласились дать ему дробь собственного риса.
Мысль выборов проводится тут в различие от остальных древнеиндийских источников с совершенной последовательностью, без каждого священного вмешательства либо согласия. Подчеркивается мысль, что правительство возникло совместно с конфликтами в следствии принадлежности на землю, а не в следствии нарушений дхармы.
С публичными неурядицами и выбором правителя связывает “Дигха Никайя” и происхождение сословно-кастового строя. 1-ые правители положили правило варне кшатриев. Люди, удрученные зрелищем нарушения дхармы, находили уединения в лесах и предавались вслед за тем богобоязненным размышлениям. От их вульгарна группа, именуемая брахманами. Ремесленники стали именоваться вайшьями, а те, кто жил ловлей и иными низшими занятиями составили варну шудр. К кастовому строю привела дифференция сообщества, его разделение. Аксессуар к той либо другой варне определяется родом деловитости всякого человека. Ни малейшего священного установления тут недостает. Для ранешнего буддизма типично, что в списке варн на 1-ое пространство ставились кшатрии, а не брахманы. К тому же буддизм подчеркивал схожую дееспособность всех варн к духовному развитию.
Буддизм проповедовал сходство меж людьми, однако не в общественной, а в духовной, религиозной сфере. Люди числились одинаковыми, потому что все они живут в мире мучений и за всеми сознавалась дееспособность к духовному росту. За пределами данных границ неувязка равенства не ставилась. Буддизм призывал не к изменению публичного строя, а к отрешенности от земных влечений и интересов. Оппозиционным к власти буддизм не был, он отражал надобность в формировании больших стран и содействовал укреплению империи Маурьев. Не случаем правитель Ашока, окончивший соединение Индии, благодетельствовал данной религии.
Буддизм проводил четкую граница меж монашеской и светский жизнью. Подготовительным условием спасения буддисты объявляли вывод человека из решетка и введение его в монашескую общину. Числилось, что добиться нирваны может лишь человек, порвавший с светский жизнью. Было две системы религиозно-моральных предписаний: одна - для членов монашеской общины, иная - для мирян. В буддийские монашеские общины допускались только вольные. Вступающий в общину обязан был отрешиться от семьи и принадлежности, закончить блюсти предписания собственной варны. Основоположники буддизма утверждали, что достигнуть спасения имеют все шансы не лишь рожденные брахманами, однако и выходцы из остальных каст, ежели они получат статус архата(брахмана)в итоге духовного подвижничества. Монашеская жизнь подробно регламентировалась. Критерии для мирян тщательно не регламентировались и во многом были взяты из обычных норм ведической религии.
Предстоящая деяния индийской публичной идеи связана с происхождением и утверждением индуизма - религии, впитавшей вещество брахманизма, буддизма и ряда остальных верований. Буддизм приобретает распределение за пределами Индии, основным образом в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Стране восходящего солнца и др. В первых веках нашей эпохи буддизм делается одной из глобальных религий.