Отметим, что труд, как и всякая человеческая деятельность, формирующаяся в ходе онтогенетического развития, имеет предпосылки в предшествующем жизненном опыте - в игре, учебной деятельности, общении. Но именно в трудовой деятельности самореализация личности разворачивается во всей своей полноте и многообразии. Потенции человека, складывающиеся в предшествующих видах деятельности, теперь раскрываются и воплощаются в труде. Здесь личность начинает реализовывать себя, свои индивидуальные способности, моральные качества и другие свойства. В то же время в трудовой деятельности продолжается дальнейшее развитие и совершенствование творческого потенциала человеческой личности. Поскольку же главная особенность труда заключается «не столько в предметных действиях, сколько в том, что труд изначально осуществляется как сотрудничество», постольку труд становится свободным проявлением жизни, подлинной самореализацией личности лишь в том случае, когда в нем человек не просто утверждает себя, но сознательно полагает себя как предмет для другого, когда опредмечивание своей индивидуальности в продуктах своего труда приносит человеку подлинное наслаждение. Это происходит лишь в том случае, когда труд не носит отчужденный характер, не является средством эксплуатации.
Характеризуя труд при капитализме, К. Маркс писал, что «труд для рабочего является чем-то внешним, не принадлежащим его сущности; он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы».