Помимо сознательного формирования жизненного опыта личности, процесс осуществляется также стихийно, как бы «автоматически», будучи обусловленным непосредственным социальным окружением индивида. Окружающая человека среда включает и предметную культуру, воплотившую результаты человеческой деятельности. Эти опредмеченные продукты труда несут в себе информацию о навыках, умениях и действиях людей предшествующих поколений, которая передается людьми через овладение этими продуктами. Л. П. Буева говорит в связи с этим о предметной форме трансляции социального опыта из поколения в поколение и от одного индивида к другому. «Вещная среда», окружающая человека с момента его рождения, исторична и социальна. Она формирует жизненный опыт личности. Используя вещи, которые окружают человека, по назначению, он овладевает формами действий и поведения.
Вместе с вещами передается и тот социальный опыт, который в них опредмечен. В процессе формирования жизненного опыта может возникать противоречие между объективной логикой вещей, непосредственного практического взаимодействия личности с внешним миром, с одной стороны, и усвоенным ею в процессе обучения, воспитания прошлым опытом, взглядами, оценками, идеалами и т. п. - с другой. Такого рода противоречия могут вызвать нежелательные явления в сознании личности, если их вовремя не разрешить. Социологические исследования показали, что причиной некоторых отрицательных явлений (текучесть кадров, неудовлетворенность работой) является несоответствие идеалов, на которых воспитывалась личность, с теми действительными условиями, в которых она находится. Абсолютизация идеала, возникающая в результате непонимания зависимости его от конкретных условий жизни, противоречивости отношений идеала и действительности, может вызвать такие явления, как нигилизм, скептицизм.