Главное меню

Юридическая помощь

Рекламодателям

Рекламодателям

Путь на сайте

Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нём

Введение

"Детство - шаг подготовки к будущей жизни". Если сообщество описывает свое отношение к детству необыкновенно как ко времени "подготовки", то теряется само-ценность "проживания" эры юношества ребенком. Меж тем условия непрерывности образовательного процесса, связывающее условие дошкольные и школьные годы, никак не в том, чтоб расценивать истинное только с позиции грядущего. Лишь отношение к детству как самоценному времени жизни делает деток в дальнейшем полноценными школьниками, рождает такие домашние свойства личности, которые предоставляют возможность шагнуть за границы юношества. 
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию профессионалов всего мира, возрастом более стремительного физического и психического развития малыша, начального формирования физических и психических свойств, нужных человеку в течение всей следующей жизни, свойств и параметров, делающих его человеком. Главной особенностью этого периода, отличающей его от иных, следующих шагов развития, будет то, что он обеспечивает конкретно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в последующем всех особых познаний и навыков и усвоения разных видов деятельности. Формируются не совсем только свойства и характеристики психики деток, которые определяют собой общий нрав поведения малыша, его отношение ко всему окружающему, да и те, которые представляют собой "задатки" на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение нужно адресовать по всему диапазону психических свойств малыша, но адресуется по-всякому. Главное значение имеют поддержка и глобальное развитие свойств, специфичных для возраста, потому что творимые им неповторимые условия больше не повторятся и то, что будет "недобрано" тут, наверстать в последующем окажется тяжело либо совсем невероятно. Основную роль в психическом развитии ребяческой личности играет обучение в широком смысле слова, которые содержатся в условии публичного опыта, накопительного предшествующими поколениями, в овладении материальной и духовной культурой, сделанной населением земли. 
В данной курсовой работе мы попробуем поговорить об особенностях развития в дошкольном возрасте, определить психологические черты ребенка, а так же поговорить о развитии личности в данном возрасте.

Основная часть

1 Глава. Общие понятия развития в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст - период развития малыша от 3 до 7 лет. 
В эти годы происходит последующее физического развитие и улучшение интеллектуальных способностей малыша. движения его стают вольными, он превосходно беседует, мир его чувств, переживаний и представлений богаче и разнороднее. 
Увеличение роста деток в этот период происходит неравномерно - сначала он замедляется до 4-6 сантим, в год, а потом на 6-7-м году жизни ускоряется до 7-10 сантим, в год « период так именуемого первого физиологического вытяжения ». 
Прибавка в весе также происходит неравномерно. За 4-й год ребенок добавляет около 1,5 кг, за 5-й - около 2 кг, за 6-й - 2,5 кг, т.е. в среднем 2 кг в год. К 6-7 годам ребенок обязан удвоить собственный вес, который имел в годовалом возрасте. 
Кожные покровы в этом возрасте все утолщаются, стают эластичные, количество кровеносных сосудов в них убавляются, кожный покров становится наиболее стойким к механическим воздействиям. 
К пяти- шести годам позвоночник малыша подобен форме его у взрослого жителя нашей планеты. Но окостенение скелета еще не окончено. 
Детки в этот период чрезвычайно подвижны, у их бурно развивается мышечная система, что обуславливает вескую нагрузку на скелет малыша. 
С 5-7 лет у деток начинают выпадать молочные и прорезываться неизменные зубы. « Приложение А. ». 
В конце дошкольного возраста кончается формирование органов дыхания. Дыхание становится все наиболее глубочайшим и редким. « Приложение Б. ». 
Сердечнососудистая система также претерпевает веские развития, становится все наиболее трудоспособной и выносливой. « Приложение Б. ». 
Нервно-психическое развитие добивается веского уровня. Интеллектуальное поведение малыша веско совершенствуется. Словарный запас равномерно возрастает. Точнее довольно точно выражает разные эмоции - удовлетворенность, жалость, огорчение, смущение,  ужас. В этом возрасте определяется, и развиваются нравственные понятия, представления об обязанностях. 
Психическое развитие деток зависит от почти всех событий. Выяснение этих событий - главнейшая задачка психологии, о чём и пойдёт речь во второй главе.

2 Глава. Основные особенности психологического развития дошкольников

Еще в раннем возрасте появляются и начинают развиваться элементы ролевой забавы. В ролевой забаве детки удовлетворяют свое рвение к современной жизни с взрослыми и в особенной, игровой форме воссоздают взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых жителей нашей планеты. 
В дошкольном возрасте забава становится главным видом деятельности, но не поэтому, что современный ребенок, обычно великую часть времени проводит в веселящих его забавах, - забава вызывает высококачественные преобразования в психике малыша. Игровое деяние носит знаковый « символический » нрав. Конкретно в забаве более ясно формируется знаковая функция сознания малыша. 
В игровой деятельности дошкольник не совсем только замещает предметы, да и берет на себя ту либо иную роль и начинает действовать в согласовании с данной ролью. В забаве ребенку в первый раз раскрываются дела, имеющиеся меж людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности. 
Обязанности по отношению к окружающим - это то, что ребенок ощущает нужным выполнять исходя их роли, которую он брал на себя. Выполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к личностям, роли которых выполняют иные участники забавы. 
Роль в сюжетной забаве как раз и содержится в том, чтоб выполнять обязанности, которые налагаются ролью, и исполнять права по отношению к иным участникам игры. 
В ролевой забаве детки отражают окружающее их обилие деятельности. Они воссоздают сцены из домашнего быта, из трудовой деятельности и трудовых во  взаимоотношениях взрослых, отражают эпохальные действия и так далее. Отражаемая в ребяческих забавах реальность становится сюжетом ролевой забавы. Чем шире сфера реальности, с которой сталкиваются детки, тем шире и разнороднее сюжеты игр. Поэтому, природное, младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, а у старшего дошкольника сюжеты игр очень разнородны. 
Вместе с увеличением контраста сюжетов возрастает продолжительность игр. Так, длительность забавы у деток 3-х - 4 лет составляет всего 10-15 минут, у 4 - 5 доходит до 40-50 минут, а у старших дошкольников забавы могут достигать несколько часов и даже в течение нескольких дней. 
Некие сюжеты ребяческих игр встречаются как у малюсеньких, так и у старших дошкольников «ребяческий сад, дочки-матери». 
Не глядя на то, что есть сюжеты, общие для деток всех дошкольных возрастов, они разыгрываются по-разному: в пределах 1-го и такого же сюжета забава становится наиболее разнородной у старших дошкольников. Каждому возрасту свойственно воссоздавать различные стороны реальности внутри 1-го и такого же сюжета. 
Вместе с сюжетом надобно распознавать содержание ролевой забавы. Содержанием забавы будет то, что ребенок выделяет главный момент деятельности взрослых. Детки различных возрастных групп при забаве с одним и этим же сюжетом вносят в эту забаву различное содержание. Так, младшие дошкольники часто повторяют одни и те же действия с одними и теми же предметами, воссоздавая настоящее поведение взрослых. Воссоздание настоящих действий взрослого человека нашей страны с предметами являются главным содержанием забавы младших дошкольников. Играя в обед, к примеру, дети варят кашу,  режут хлеб, моют посуду, при всем этом часто воссоздавая одни и те же поведенческие манеры. Но нарезанный хлеб к столу куколкам не подается, сваренная каша не раскладывается по тарелкам, посуда умывается, когда она еще незапятнанная. Тут содержание забавы сводится необыкновенно к обращению с предметами. 
Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируется ребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадется ему под руки. 
Совместно с тем теснее у младших дошкольников в ряде всевозможных случаев содержанием забавы могут выступать дела меж людьми. 
Младшие дошкольники воссоздают в забаве дела в чрезвычайно не большом, тесном круге сюжетов. Обычно, это забавы, связные с конкретной практикой самих деток. Позже воспроизведение отношений жителей нашей планеты становится в забаве основным моментом. Так, забава у деток среднего дошкольного возраста протекает следующим образом. Действия, производимые ребенком, не повторяются безгранично, а одно действие сменяется другим действием. При всем этом действия совершаются не ради самих действий, а чтоб выразить определенное отношение к иному человеку в согласовании с взятой ролью. Эти дела могут разыгрываться и с куколкой, получившей определенную роль. Действия, производимые дошкольником среднего возраста, наиболее свернутые, чем у младших дошкольников. В сюжетных забавах дошкольников среднего возраста главным содержанием становится дела меж людьми. 
Развернутая передача отношений меж людьми в забаве учит малыша покоряться определенным правилам. Знакомясь через забаву с публичной жизнью взрослых, детки больше присоединяются к пониманию публичных функций человека и правил отношений между ними. 
Содержанием ролевой забавы у старших дошкольников становится повиновение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Детки этого возраста очень придирчиво относятся к исполнению правил поведения. Выполняя в игре правила публичного поведения, детки устремляют внимание на то, что "бывает". Потому они спорят о том, что может быть и чего быть не может. 
Таковым образом, развития сюжета и содержания ролевой забавы отражает все наиболее глубочайшее проникновение малыша в жизнь окружающих взрослых жителей нашей необъятной страны. 
В игровой деятельности более интенсивно формируется психические свойства и личностные особенности малыша. В забаве складываются иные виды деятельности, которые позже получают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности у деток психических действий. Так, в забаве у деток начинает развиваться случайное внимание и случайная память. 
Игровая ситуация и поведение в ней оказывают неизменное внимание на развитие умственной деятельности малыша дошкольного возраста. Забава в большей степени содействует тому, что ребенок равномерно переходит к мышлению в плане представлений об окружающем его мире. 
Ролевая забава имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок обучается замещать предметы иными предметами, брать на себя разные роли. Это способность ложится в базу воображения. 
В особенный класс выделяются игры-соревнования, в каких более симпатичным моментом для деток становится выигрыш либо победа. Предполагаются, что конкретно в таковых забавах формируется и закрепляется у деток дошкольного возраста мотивация заслуги успеха.  В старшем дошкольном возрасте конструктивная забава начинает преобразовываться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, воссоздает, строит что-то полезное, необходимое в быту. В таковых забавах детки усваивают простые трудовые умения и навыки, узнают физические характеристики предметов, у них активно развивается практическое мышление. В забаве ребенок учится воспользоваться почти всеми приборами и предметами семейного обихода. У него возникает и развивается способность планировать свои деяния, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображения и представления. 
Посреди разнородных видов творческой деятельности, которой обожают заниматься детки дошкольного возраста, огромное значение имеет изобразительное искусство, а именно ребяческое рисование. По нраву того, что и как изображает ребенок, можно ж судить о его восприятии окружающей реальности, о необыкновенностях памяти, мышления, воображения. В рисунках детки устремляются передавать свои воспоминания и познания, получаемые от окружающего их мира. Картинки могут значительно изменяться в зависимости от физического либо психологического состояния малыша «настроение, болезнь и тому подобное ». Установлено, что картинки, сделанные нездоровыми детками, во многом различаются от рисунков здоровых деток. 
Как известно нам, истоки изобразительной деятельности малыша относятся к раннему детству. К началу дошкольного юношества ребенок, обычно, теснее имеет некий запас графических образов, дозволяющих ему изображать отдельные предметы. Но эти изображения имеют отдаленное сходство. 
Умение узнавать предмет в рисунке является одним из стимулов, совершенствования имеет долгую историю. В ребяческий набросок внедряются различные формы опыта, который ребенок получает в процессе обращения с предметами, их зрительного восприятия, самой графической деятельности и обучения со стороны взрослых. Посреди рисунков деток наряду и изображениями, подходящими зрительному восприятию, можно ж встретить такие действия, в каких выражается то, что ребенок узнает, не смотря на предмет, а действуя с ним либо ощупывая его. Так, часто детки плоскую остроугольную фигуру « к примеру, треугольник » после ее ощупывания описывают в виде эллипса с отступающими от него коротенькими черточками, которыми они пробуют выделить острые углы изображаемого предмета. 
В ходе развития рисования у малыша возникает потребность воспользоваться цветом. При всем этом начинают проявляться две тенденции к использованию цвета. Одна тенденция содержится в том, что ребенок употребляет цвет произвольно, то есть может раскрашивать предмет либо его части, любыми красками, нередко не подходящими реальному цвету предмета. Иная тенденция содержится в том, что ребенок устремляться окрасить изображаемый предмет в согласовании с его реальным цветом. 
Нередко детки пользуются познанием цвета предмета, установленным из разговоров взрослых, избегая собственного восприятия. Потому ребяческие картинки заполнены цветовыми штампами «солнце красноватое либо желтоватое, травка зеленоватая». 
Отличительная необыкновенность ребяческих рисунков состоит в том, что в них детки выражают свое отношение к самому рисунку. Все "красивое" детки изображают ясными красками, "некрасивое" они рисуют темными красками, нарочно плохо выполняя набросок. 
В дошкольном возрасте детки ориентированы на изображение беспристрастного мира. Но они не оставляют без внимания и умопомрачительных персонажей. После 6 лет поток рисунков у деток становится не так уж обильным. Но изобразительный репертуар также чрезвычайно разнороден. 
Главное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет наслаждение прослушивание музыкальных творений, повторение музыкальных рядов и звуков на разных приборах. В этом возрасте в первый раз зарождается энтузиазм к частым занятиям музыкой, которой в последующем может вырасти в наше увлечение и содействовать развитию музыкального дарования. Детки обучаются напевать, исполнять разнородные точные движения под музыку, а именно танцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные возможности. 
Ни один из ребяческих возрастов не просит такового контраста форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, потому что он связан с необходимостью развития самых разных сторон личности малыша. Это сотрудничество с взрослыми, с ровесниками, забавы, общения и общий труд. 

В протяжении дошкольного юношества поочередно совершенствуются разные виды деятельности деток, и ребенок пять-шесть лет фактически оказывается вовлеченным по наименьшей мере в семь-восемь разных видов деятельности, каждой из которых специфически интеллектуально и нравственно развивает его. 
Далее мы поговорим о развитии личности ребёнка. Исходя из убеждений формирования малыша как личности весь дошкольный возраст, можно ж поделить на три части. 
-1-ая часть из их относится к возрасту три - четыре года и предпочтительно связана с укреплением эмоциональной регуляции. 
-2-ая основывает возраст от 4 до 5 лет и касается его самостоятельности, 
- 3-я относится к возрасту около 6 лет и включает формирование деловых личных свойств малыша. 
В дошкольном возрасте детки начинают разбираться в собственном поведении, в чувствах, даваемых себе и иными людьми, определенными высоконравственными нормами. У них формируется наиболее либо наименее устойчивые нравственные представления, а также способность к самостоятельности. 
Источниками нравственных представлений деток являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также ровесниками. Высоконравственный опыт от взрослых к детям передается и учитывается в процессе обучения, подражания и наблюдения, через систему наказаний и поощрений. Общению принадлежит великая роль в развитии личности дошкольника. Общение соединено с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется достаточно рано. ЕЕ выражением является рвение малыша к познанию себя и иных жителей нашей планеты, к оценке и самооценке. 
В дошкольном детстве, как и в детстве и раннем возрасте, одной из основных ролей в личностном развитии малыша по-прежнему играет мама. Нрав ее общения с ребенком конкретно сказывается на формировании у него тех либо других личных свойств и видов поведения. Рвение к согласию со стороны мамы становится для малыша дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития малыша получают оценки, которые ему и его поведению предоставляют родные и близкие взрослые люди. 
Одним из первых детками усваиваются нормы, и правила так именуемого "бытового" поведения, культурно-гигиенические нормы, также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Заключительными из высоконравственных норм воспринимаются те, которые касаются разговора с людьми. Они более трудны и трудны для ребяческого понимания. Положительное значение для усвоения таковых правил имеют сюжетно-ролевые забавы с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Конкретно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их перевоплощение в обыкновенные формы поведения. 
Для поведения деток в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рамки познавательной самостоятельности и переносится на управление социальными деяниями и поступками. 
Другими словами, вместе с интеллектуальной деятельностью возникает личностная и высоконравственная самостоятельность. Высоконравственные нормы поведения становятся обыкновенными, получают устойчивость. К концу дошкольного юношества у большинства деток складывается определенная высоконравственная позиция, которой они придерживаются наиболее либо наименее поочередно. 
У малыша в дошкольном возрасте формируются и личностные свойства, связанные с отношениями к людям. Это сначала внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. 
Сочувствие и заботливость по отношению к людям возникают у почти всех деток - дошкольников. 
Старший дошкольник в почти всех вариантах в состоянии мудро объяснит свои поступки, пользуясь для этого определенными высоконравственными категориями. Это означает, что у него сформировались начало высоконравственного самосознания и высоконравственной самостоятельности поведения, желая внешние проявления определённых личных свойств, не проявляется довольно устойчивыми проявлениями. 
В старшем дошкольном возрасте получают последующее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок устремляется установить и расширить контакты с окружающими людьми. 
В данном возрасте детки придают великое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ожидает таковой оценки, а активно сам достигает ее, устремляться получить хвалу, чрезвычайно стареется ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок теснее вступил в период развития, сенситивный для формирования и укрепления у него мотивации заслуги успеха и ряда иных жизненно нужных личных параметров, которые в дальнейшем обязаны, будут обеспечить удачливость его учебной, профессиональной и иных видов деятельности. 
Под главными свойствами личности понимаются те, которые, начиная формироваться в раннем  детстве, достаточно быстро закрепляются и образуют устойчивую особенность человека, определяемую через понятие общественного типа, либо нрава, личности. 
Главные личностные свойства различаются от иных тем, что их развитие - по последней мере в исходный период - в предопределенной ступени зависит от генотипических, биологически обусловленных параметров организма. К числу таковых личных свойств относится, к примеру, экстраверсия и интроверсия, доверие и тревожность, общительность и эмоциональность, нервозность и другие. Они складываются и закрепляются у малыша в дошкольном возрасте, в критериях трудного взаимодействия почти всех причин: генотипа и среды, сознания и бессознательного, условно-рефлекторного поучения, подражания и ряда иных. 
В младшем и среднем дошкольном детстве продолжает формироваться характер малыша. Он складывается под воздействием наблюдаемого детками отличительного поведения взрослых. В эти же годы начинают формироваться такие главные личностные свойства, как инициативность, независимость, воля. 
В старшем дошкольном возрасте ребенок учится общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в общей с ними деятельности. Усваивает простые правила и нормы поведения, что дозволяет ему в последующем превосходно сходиться с людьми, налаживать с ними обычные деловые и собственные взаимоотношения. 
У деток, начиная с 3-х летнего возраста, отчетливо проявляется рвение к самостоятельности, которую они начинают отстаивать в забаве. 
К среднему дошкольному возрасту у почти всех деток складываются умение и способность, верно, расценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные свойства. 
Необыкновенную роль в планировании и прогнозировании результатов личного развития малыша играет представление о том, как детки различного возраста воспринимают и расценивают собственных родителей. 
В неких исследованиях установлено, что самое заметное действие родителей на себе испытывают детки в возрасте от 3-х до восьми лет, при этом меж мальчишками и девчонками имеются определенные различия. Так, у девчонок психологическое воздействие родителей начинает ощущаться ранее и длится на много дольше, чем у мальчиков. Этот период времени обхватывает годы от 3-х до восьми лет. Что касается мальчиков, то они веско изменяются под действием родителей в интервале времени от 5 до 7 лет, то есть на три года меньше.

Заключение

Итак, что все-таки приобретает ребенок в процессе собственного развития в период дошкольного юношества? 
В данном возрасте у деток в интеллектуальном плане выделяется и оформляется внутреннее умственное действие и операции. Они касаются решения не совсем познавательных, да и личных задач. Можно ж сказать, что в это время у малыша возникает внутренняя, собственная жизнь, при этом поначалу в познавательной области, а потом и в эмоциональной - мотивационной сфере. Развитие в том и в ином направлениях происходит свои этапы, от образности до символизма. Под образностью понимается способность малыша творить образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом величается умение воспользоваться знаковыми системами « символическая функция », совершать знаковые операции и деяния: математические, логические,  лингвистические и другие. 
Тут же, в дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, выражающийся в возможности преобразовывать окружающую реальность, творить что-то новое. Творческие возможности у деток появляются в конструктивных забавах, в техническом и художественном творчестве. В этот период времени получают первичное развитие имеющиеся задатки к особым возможностям. Внимание к ним в дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития возможностей и устойчивого, творческого дела малыша к реальности.       В познавательных действиях возникает синтез наружных и внутренних действий, объединяющихся в единичную интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен персептивными деяниями, во внимании - умением править и контролировать внутренний и наружный планы поведения, в памяти - соединением наружного и внутреннего структурирования материала при его запоминании и восприятии. 
Эта тенденция необыкновенно отчетливо выступает в мышлении, где она представила как соединение в единичный процесс наглядно - действующего, наглядно - образного и словесно - логического способов решения практических задач. На данной базе формируется и дальше развивается настоящий человечий интеллект, отличающийся способностью идентично удачно решать задачки, выставленные во всех 3-х планах. 
В дошкольном возрасте соединяются воображение, речь и мышление. Сходственный синтез порождает у малыша способность вызывать и произвольно манипулировать видами с помощью речевых действий, самоинструкцией. Это значит, что у малыша возникает и начинает удачно работать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных действий лежит в базе настоящего усвоения ребенком родного языка, и быть может, применен при обучении иностранным языком. 
Сразу завершается процесс формирования речи как средство обучения, что подготавливает благосклонную почву для активации воспитания и для развития малыша как личности. В процессе воспитания, проводимого на речевой базе, происходит усвоение простых высоконравственных норм, форме и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став отличительными чертами личности малыша, эти правила и нормы начинают править его поведением, превращая его действия в произвольные и высоконравственно регулируемые поступки. Вершиной личного развития малыша в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее опознание собственных личных свойств, возможностей, обстоятельств успеха и неудач.