Только при социализме создаются объективные условия для коренного, принципиального изменения характера труда и самого отношения к нему со стороны трудящегося человека. Труд становится полем свободной самореализации человека, полем самоутверждения человеком самого себя как безусловной ценности. Вместе с объективным развитием труда при социализме развиваются и совершенствуются способы самореализации личности в трудовой деятельности, обогащается человеческая рефлексия по поводу окружающего мира, самого себя и своего места в мире. Если при капитализме зачастую труд ведет к утрате человеком своей собственной человеческой сущности, носит характер лишь «средств обеспечения средств» к существованию, то при социализме человек получает объективную возможность проявить в трудовой деятельности все богатство своей человеческой сущности. В социалистическом обществе труд является той сферой самодеятельности человека, в которой он может реализовать свои сущностные силы и возможности, свой талант, свои творческие устремления. Надо сказать, что человек в своей деятельности создает не только культуру, но и антикультуру, не только творит, но и разрушает себя. По тому, в какой мере в деятельности представлены и реализуются гуманистические цели личности, можно судить о характере самореализации личности, ее общественно значимой ценности. Самореализация является творческим актом тогда, когда в ее ходе раскрываются дарования, возможности и способности личности. Это осуществляется только в подлинно свободной деятельности человека.
В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на то, что свобода личности тесно связана со свободой общества, с тем, какие социально-экономические, политические условия укоренились в данном обществе и какой отпечаток они накладывают на жизнедеятельности личности. Они писали: «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и следовательно, только в коллективе возможна личная свобода»