Возросший теоретический интерес к проблемам культуры и в марксистско-ленинской и в зарубежной философии обусловлен не только имманентной логикой развития этой области знания, но и практическими задачами, ставшими в настоящее время на повестку дня. Научно-технический прогресс и его негативные последствия: загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, сциентизация сознания, гонка вооружений, которая ставит под угрозу само существование человечества, вызвали необходимость по-новому осмыслить проблемы культуры. «Сама жизнь ставит вопрос о сохранении культуры, о защите ее от буржуазного разложения, от вандализации. Это - одна из важнейших общечеловеческих задач». От решения задачи сохранения и развития культуры зависит судьба всего человечества. В этих условиях все более отчетливо признается ответственность каждого отдельного человека за судьбу культуры –с какой бы точки зрения мы ни изучали нынешнее положение человечества, его проблематику и перспективы его дальнейшего развития, мы неизбежно приходим к тому, что именно человек со всеми его недостатками, со всеми его качествами и даже использованными и неиспользованными возможностями - оказывается центром всех проблем и событий» . Именно от деятельности каждого человека, его убежденности, сознательности, целеустремленности, ответственности зависит то, каким будет мир завтра. «Живое творчество масс» является сегодня, как никогда раньше, решающей силой общественного развития.
Возрастание - роли человеческого фактора означает, что каждый человек должен стать субъектом истории, а следовательно, и хозяином собственной судьбы и судьбы человечества.